Оперативное восстановление рельсовой нити по уровню

Отклонения по уровню рельсовой нити железно­дорожного пути от норм содержания вызваны дефек­тами железнодорожного пути, а именно: шпал, бал­ластного слоя, грунта при его оттаивании во время выхода из зимы (пучины). Устранение этих дефектов — процесс трудоемкий, требует назначения техноло­гических перерывов для их выполнения. Поэтому при обнаружении отклонений по уровню рельсовой нити, превышающих нормативные значения, ограни­чивают скорость движения на участке вплоть до его остановки и выполняют плановые или неотложные работы по устранению дефектов железнодорожного пути, вызвавшие эти отклонения.
Для того, чтобы при обнаружении отступлений по уровню не ограничивать полностью или частично скорость движения, предлагается технология опера­тивного временного восстановления уровня рельсо­вой нити, обеспечивающая работоспособность участ­ка при заданных скоростях, а дефекты пути устра­нять в плановом порядке.

Вариант подрельсовоrо устройства оперативного развертывания:
1 — стержень крепежного приспособления; 2 — нижняя прокладка; 3 — верхняя прокладка; 4 — оболочка; 5 — ограничитель перемещения верхней прокладки; 6 — проушина оболочки; 7 -упрочняющие пояса; 8 — балластный слой

Таким образом, цель создания технологии опера­тивного выравнивания рельсовой нити заключается в приведении ее в состояние, соответствующее допу­скам на ее содержание и позволяющим эксплуатиро­вать путь, не нарушая параметры перевозочного про­цесса до устранения причины дефекта.
Технология оперативного восстановления рельсо­вой нити по уровню заключается в том, что рельс в месте провисания приподнимают и под него укла­дывают специальное подрельсовое устройство, со­держащее оболочку по типу пневмодократа, напол­няемую воздухом. Причем число этих устройств определяется длиной неровности. После укладки подрельсовых устройств оболочки наполняются воз­духом, расширяются при увеличении давления в них, приподнимают рельс до заданного уровня, и верхняя плита фиксируется от перемещения.
В рамках данной технологии предлагается не­сколько вариантов конструкций подрельсовых устройств [2, 3]. Но конструкция должна быть преи­мущественно простой, легко монтируемой и демонти­руемой, многократно используемой. Основным эле­ментом устройства является оболочка из эластичного износостойкого, например резинокордового материа­ла. Наиболее предпочтительный вариант конструк­ции устройства приведен на рисунке.
Комплект устройства состоит из прокладок 2 и 3, между которыми уложена эластичная оболочка 4 с упрочняющими поясами 7, и выходящими за габарит оболочки проушинами 6 [4]. Стержни 1 проходят через плиты, проушины оболочки и крепятся в бал­ластном слое 8. В верхней части стержня нарезана резьба, на которую надевается гайка 5 как ограничи­тель перемещения верхней прокладки 3 при расшире­нии оболочки до заданного уровня.
Прокладки 2 и 3 могут быть выполнены отдельно или одним целым с внешней оболочкой, при этом верхняя часть прокладки 3 является грузонесущей площадкой, на которую опирается рельс. Нижняя поверхность нижней прокладки 2 выполнена в виде протектора, усиливающей сопротивление переме­щению устройства под воздействием поездной на­грузки.
Как вариант разрабатывается конструкция устрой­ства с внешней оболочкой 4, оборудованной проуши­нами 6, грузонесущей площадкой и протекторами. В проушины 6 вставляется короткая труба с внутрен­ней резьбой, а стержень 1 состоит из нескольких ча­стей. Одна его часть вворачивается в верхний конец трубы, а вторая — закрепляется в балластном слое 8 в нижний конец трубы, которая может заканчиваться анкером, что повышает устойчивость конструкции от смещения.
Устройство укладывается непосредственно или через нижнюю прокладку 2 на балласт 8 железнодо­рожного пути и взаимодействует с рельсом непо­средственно или через верхнюю прокладку 3. Устройство содержит ручки для его переноса при транспортировке или, что проще, проушины обо­лочки имеют форму ручек. В проушины вставляют­ся стержни, закрепляемые в опоре, фактически за­биваемые в балластный слой и связывающие обо­лочку и прокладки через сквозные отверстия в них. Оболочка содержит упрочняющие пояса, из которых конец одного выступает за габарит оболочки и также содержит сквозные отверстия. Длина оболочки больше ширины, а подрельсовое устройство в этом случае по габаритам может соответствовать полу­шпале, что повысит эффективность укладки и об­служивания устройства.
Таким образом, на балластный слой под рельс не­посредственно или через нижнюю прокладку, служа­щую опорой и выполненной в нижней части в виде протектора, укладывается оболочка, на которую уста­навливается верхняя прокладка, верхняя поверхность которой является грузонесущей площадкой для отти­рания рельса. Оболочка подключается к источнику воздуха и под давлением воздуха расширяется, при­поднимая рельс. Короткие неровности выправляются одним устройством, длинные — несколькими устрой­ствами, устанавливаемыми по всей длине неровно­сти. Крепежные стержни проходят через отверстия в прокладках и проушинах оболочки и забиваются в балластный слой. После выравнивания рельсовой нити источник воздуха отсоединяется от оболочки, входной клапан оболочки закрывается, а гайкой фик­сируется ограничение перемещения верхней плиты в вертикальном направлении.
Устойчивость устройства обеспечивается тем, что прокладки и оболочка связаны между собой и опорой с помощью крепежных стержней, вставляе­мых в сквозные отверстия прокладок и оболочки и устанавливаемых в опоре. Размер стержня в сечении прокладки меньше размера отверстия на ве­личину, позволяющую стержню и прокладке сво­бодно перемещаться относительно друг друга, как показано на разрезе А. Такое решение обеспечива­ет удобство транспортирования разобранного ком­плекта устройства. Для ограничения перемещения прокладки по высоте на стержне целесообразно установить ограничители, например, нарезать резьбу на стержне и навинтить гайку. Стержень может состоять из нескольких элементов, напри­мер, трубы, вставляемой в проушину оболочки и имеющей резьбу на внутренней поверхности, в кото­рую с обоих концов вворачиваются стержни, взаи­модействующие с отверстиями в прокладках. Про­кладки и оболочки могут содержать монтажные петли. Прокладка может быть выполнена единым целым с внешней оболочкой, с фланцами или проуши­нами, выступающими за габариты оболочки. Послед­няя также может быть выполнена в виде пневмо­домкрата. Рельсы, уложенные на подрельсовые устройства, могут образовывать временный желез­нодорожный путь, что расширяет сферу примене­ния устройства.
После выяснения причин отклонения рельсовой нити по уровню, доставки необходимых материалов и оборудования дефект устраняют, и устройство убирают.
В основе предлагаемой технологии лежит спо­соб и конструкции устройств, защищенные груп­пой патентов на изобретение, что при внедрении технологии обеспечит российский приоритет и по­зволит повысить пропускную способность желез­ных дорог, существенным образом сократив коли­чество ограничений скорости, выдаваемых на пе­риод до устранения дефекта, вызвавшего отклоне­ния по уровню.

https://pph-magazine.ru/operativnoe-vosstanovlenie-relsovoj-niti-po-urovnyu